Окраины Варшавы
Теперь познакомимся с окрестностями Средместья, обогнув его с юга, из района Мокотова, по ходу часовой стрелки. Чтобы попасть сюда с улицы Ставки, где мы только что побывали, надо пересечь все Средместье с севера на юг. Сделать это можно на автобусе или трамвае. Кстати, неподалеку отсюда, от площади Красиньских, отправился в свое время первый в городе электрический трамвай, и поэтому скажем несколько слов о варшавском трамвае.
В 1880 г., когда Варшава насчитывала всего 400 тыс. жителей и занимала немногим более 20 кв. км, столичные власти решили пустить по городу конный трамвай. Первая конка двинулась осенью 1881 г. с Венского вокзала, который располагался недалеко от пересечения Маршалковской улицы и Иерусалимских аллей, до Восточного вокзала, что в районе Праги.
Первый электрический трамвай отправился в марте 1908 г. от уже упомянутой площади Красиньских до площади Унии Любельской, откуда начинается Маршалковская. Трамвай этот наделал немало шума, причем не только своим грохотом. Дело в том, что он напугал и встречных коней, и самих варшавян, которые сочли это чудо техники изобретением дьявола. Со временем и те и другие пообвыкли, и трамвай стал самым популярным транспортом в городе.
Что касается метро, то тут успехи скромнее. История его уходит в двадцатые годы, в конце тридцатых начали строить, но помешала война. Потом несколько раз снова принимались за дело, и снова безуспешно. В 1982 г. была предпринята очередная попытка, причем к концу 90-х намечалось пустить первую линию метро, которая соединила бы южную окраину с севером столицы. Но реформы внесли свои коррективы в эти планы, и пока строится только очередная станция- в центре, у Дворца культуры и науки, а сроки окончания строительства плавно перешли в будущий век.
Итак, район Мокотов. Когда-то здесь была деревня Мокотово, принадлежавшая еще мазовецким князьям. В течение столетий тут мало что менялось, а в середине XVIII в. аристократы облюбовали это живописное место и принялись строить дворцы, закладывать парки. Появилась и промышленность - мануфактура, пивоварни, кирпичные заводы. Район стал модным, и вскоре линия конных омнибусов- предшественников трамвая - соединила его с Варшавой.
Там, где пересекаются улицы Вавельская и Рачиньская, начинается улица Жвирки и Вигуры. Она названа в честь польских летчиков Франтишка Жвирко и Станислава Вигуры, которые в 1929 году на небольшом самолете облетели вокруг Европы, преодолев 5 тыс. км. В том же году Жвирко установил рекорд высоты для легких самолетов, поднявшись на 4004 м. На счету асов было уже немало спортивных побед, когда в 1932 г. они отправились на соревнования в Прагу. Но в тот день над Чехословакией разразилась буря, и этот полет стал для друзей последним. Улица Жвирки и Вигуры ведет в международный аэропорт Окенче, где первоклассная техника (самолеты в основном фирмы "Боинг") находится в умелых руках. Среди пилотов авиакомпании "ЛОТ" много спортсменов, участников международных соревновании по пилотажу, причем только чемпионов - более десяти, такого нет ни в одной авиакомпании.
На этой же улице располагается кладбище, где покоится более двадцати тысяч советских солдат, павших в боях за освобождение Варшавы.
Мы находимся уже на территории соседнего района, который называется Охота. Там, где сейчас тянется улица Груецка и Краковская аллея, издавна пролегал старый тракт. В начале прошлого века на нем построили корчму, название которой и дало имя всему району. Потом он постепенно превращался в пригород, появились заводы, мельницы. А там, где идет улица Вавельска, когда-то на зеленой травке разбивали летние лагеря русские солдаты. В межвоенные годы Охота быстро стала одним из самых оживленных и современных районов города.
Если от Средместья пойти на запад, то попадем в район с названием Воля. Вдоль улицы Окоповой тянется несколько примечательных городских кладбищ. Например, еврейское кладбище, основанное почти два столетия назад, сейчас единственное действующее в Варшаве. Здесь лежит много заслуженных деятелей еврейской общины. Во время оккупации оно было местом массовых захоронений погибших в гетто. Сегодня тут можно увидеть немало памятников, сделанных руками незаурядных мастеров. Рядом- кладбище в Повонзках, где похоронено более миллиона варшавян. Это первое загородное кладбище, основанное еще в 1790 г. Оно стало настоящим памятником народной культуры, иллюстрацией ко многим страницам польской истории.
В Жолибож едут те, кто хочет отдохнуть от шума и толчеи Средместья. К тому же здесь можно увидеть и кусочек предвоенной Варшавы. Между тем, многие века тут были глухие и угрюмые места. На Лысой горе, названной потом Висельной, триста лет назад появились часовня и виселица; сто лет спустя во время эпидемии на местном кладбище хоронили умерших. А в XVIII в. этот высокий берег Вислы приглянулся эстетам, и место получило звучное французское название Joli Bord, то есть красивый берег. Вскоре тут появились казармы королевских гвардейцев, потом пансионат для юношей благородных кровей. Аристократы и богачи начали строить свои летние резиденции, и в 1791 г. решением сейма Жолибож вошел в состав города. Так бы и шли счастливые дни этого уголка, если бы не ноябрьское восстание 1830 г., после чего царские власти в качестве ответной меры решили построить здесь свою цитадель. Жителей выселили, дома снесли, и развитие города в северном направлении было остановлено на все следующее столетие.
Цитадель использовали не только по прямому назначению, но и, как часто бывало, устроили в ней тюрьму для политзаключенных. Там побывали разные люди и борцы за независимость, и вожди пролетариата: Юлиан Мархлевский и Феликс Дзержинский, Роза Люксембург и Юзеф Пилсудский... В общей сложности здесь сидело 40 тыс. человек, из них 900 тут же были и казнены. Теперь цитадель стала Музеем Независимости, и сюда часто приходят школьники.